Методика запоминания и повторения информации для долгосрочного хранения, точного и актуального воспроизведения.

 «Все жалуются на свою

 память, но никто на свой ум».

Франсуа де Ларошфуко. Моралист

 

Рекомендуемая методика основана на общих закономерностях функционирования памяти и применяется в изучении английского языка. Скачать методику в виде файла WORD можно тут.

Проведённые эксперименты подтвердили гипотезу о том, что рациональное количество повторений и правильный выбор промежутков времени между отдельными повторениями оказывают стимулирующее воздействие на эффективное запечатление, долговременное хранение и точное воспроизведение информации.

Предлагаемая методика обеспечивает оптимизацию усилий по сравнению с тем случаем, если бы заучивание и повторение выполнялись в произвольной форме.

Кроме того, проведённые эксперименты обнаружили факт стимуляции эффекта *реминисценции.

Практические рекомендации:

  • Проведите смысловую обработку информации. Проанализируйте заучиваемый материал. Постарайтесь понять смысл запоминаемого.
  • Сформулируйте для себя цель, ответив на вопрос: «Зачем мне это нужно?»
  • Дайте себе установку на долгосрочное хранение информации.
  • Избегайте чрезмерно эмоционального отношения к информации и процессу запоминания. Это должно быть значимо для вас, но не более. Помните, что сказал У. Шекспир: «Весь мир – театр, и люди в нём актёры».
  • Учите на ночь! Ночью мы спим, и наша деятельность нам не мешает.
  • Если, перед тем, как вы приготовились и начали заучивать, вас всё ещё отвлекают разного рода мысли (работает так называемая «словомешалка»), остановитесь! Возьмите чистый лист бумаги и «освободите» голову, записав на этот лист все отвлекающие вас мысли.

* реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Практическая реализация методики

В качестве материала для заучивания используются лексические единицы русско-английского аудио-разговорника на компакт-дисках или на флешках: слова, словосочетания, предложения.

Информация на компакт-диске/флешке разбита на дорожки (треки). Продолжительность звучания каждого трека равна приблизительно 5 минутам.  Вся информация записана по системе триада: русская лексическая единица – пауза – английская лексическая единица – пауза — английская лексическая единица.

Календарь заучивания и повторения лексики. Трек 1 (образец)

 

1-й

1 сент

2-й

2 сент

4-й

4 сент

7-й

7 сент

+ 1 нед

14 сент

+ 2 нед

28 сент

+ 1 мес

28 окт

+ 1 мес

28 ноя

*    * * * * * * * *

 1 день заучивания. 1 сентября (для примера)

Серия 1

Шаг 1. Слушаем и повторяем в записанных паузах лексические единицы *трека про себя.

Шаг 2. Слушаем трек второй раз и повторяем в записанных паузах лексические единицы вслух.

Шаг 3. Слушаем трек третий раз и повторяем в записанных паузах лексические единицы вслух (допускается опора на текст).

 

После перерыва в 15-20 минут повторить шаги 1,2,3.

 

Серия 2

Вторая серия проводится через 8 часов после окончания первой серии. Серия 2 идентична серии 1. В последующие дни (дни повторений) проводится только одна серия

2 день. День повторения. 2 сентября

3 день. День отдыха. 3 сентября

4 день. День повторения. 4 сентября

______________________________________________

*допускается заучивание одновременно до трёх треков

5 день. День отдыха. 5 сентября

6 день. День отдыха. 6 сентября

7 день. День повторения. 7 сентября

+ 1 неделя. День повторения. 14 сентября

+ 2 недели. День повторения. 28 сентября

 

+ 1 месяц. День повторения. 28 октября

 

+ 1 месяц. День повторения. 28 ноября

 

Календарь заучивания и повторения лексики (образец)

 

Часть и трек Дата заучивания +1 день

Повт.

+2 дня

Повт.

+3 дня

Повт.

+неделя

Повт.

+2 нед.

Повт.

+месяц

Повт.

+месяц

Повт.

Тема1

Трек 1

1 сент 2 сент 4 сент 7 сент 14 сент 28сент 28окт 28 нояб
Трек 2 3 сент 4 сент 6 сент 9 сент 16 сент 30сент 30окт 30 нояб
Трек 3 5 сент 6 сент 8 сент 11 сент 18 сент 2 окт 2 нояб 2 дек
Трек 4 7 сент 8 сент 10 сент 13 сент 20 сент 4 окт  4 нояб 4 дек
Трек 5 9 сент 10 сент 12 сент 15 сент 22 сент 6 окт 6 нояб 6 дек
Трек 6
Тема 2

Трек 1

Трек 2
Трек 3
Трек 4
Трек 5

Составьте свой собственный КАЛЕНДАРЬ и приступайте к заучиванию.

Желаю удачи! А. Громов